Популярное

Loading...

Детская зависть

Зависть – чувство, которое знакомо едва ли не каждому человеку. Порой с ним бывает крайне сложно бороться даже взрослым. То, во что превратиться детская зависть, и как она отразится на дальнейшей жизни ребенка, напрямую зависит от поведения и отношения родителей. Избавить свое чадо от этого чувства нелегко, но можно научить управлять ним. Ведь оно приносит не только вред, но и пользу, например, в будущем может стать отличным стимулом к самосовершенствованию.

Управление чувством зависти


Психологи уверены, что зависть неестественна, она не свойственна человеку от рождения, а развивается постепенно в определенных условиях его жизнедеятельности. Сравнение, злость, желание, но невозможность иметь то, что есть у других – все это вырабатывается еще в детстве. Огромную роль в этом играют сами родители, которые не замечают, как чувство зависти зародилось и развилось в ребенке, но воспринимают это как само собой разумеющееся, не задумываясь, что сами этому способствовали. Дело в том, что это чувство многогранно. В детстве малыш завидует игрушкам другого ребенка, в подростковом возрасте – внешности и одежде подруги или друга, в старшем возрасте – социальному положению и доходу. Поэтому начинать корректировать детскую зависть нужно как можно раньше.

Зависть возникает из-за отсутствия у одного ребенка такой же вещи, как у другого Рассмотрим в качестве примера детскую игру на площадке. Один малыш берет чужую игрушку, совсем не задумываясь над тем, что это может не понравиться ее хозяину. И это является абсолютной нормой для ребенка – ему просто понравилась игрушка, и он решил ее взять. Мама запрещает ему брать игрушку и не утруждает себя тем, чтобы переключить ребенка на что-то другое. При этом нередко происходит «воспитательный» момент с утверждениями о том, что малыш не заслужил данную вещь, и это закладывается в его подсознание. Для себя он делает вполне конкретный вывод – «я нехорош, я плох, я не заслужил». В итоге при помощи мамы, незаметно для нее самой, эмоция уже закреплена.

В более сознательном возрасте ребенка родители начинают сравнивать его с другими детьми, и открыто говорят ему об этом. «Посмотри, как Леша хорошо рисует», «Света оделась быстрее тебя», «Ваня очень послушный мальчик, а ты - нет». Таких примеров может быть масса. В итоге родители сознательно приучают жить ребенка с оглядкой на других, сравнивая себя со сверстниками. Самое страшное это то, что он начинает думать, что мама совсем его не любит.

Еще один момент, когда дети берут пример с родителей – мамы на лавочке рьяно обсуждают положение какой-либо семьи, иногда злорадствуют. Ребенок перенимает манеру поведения и незаметно для себя укрепляет ее в себе для дальнейшего общения с окружающими. Поэтому нужно тщательно обдумывать каждое слово, сказанное при ребенке, тем более о других людях.



Психологический портрет завистника


Организация заговора против ребенка, игнорирование Если задуматься над тем, каков тот самый маленький завистник, то можно смело сделать вывод, что это ребенок с заниженной или чрезмерно завышенной самооценкой. Нередко это дети, которые страдают от эмоциональной неудовлетворенности, возникающей из-за нехватки внимания, любви, заботы, нежности со стороны родителей. Если же ребенок живет и развивается в благоприятной обстановке, любим мамой и папой, то у него не будет смысла и мотивации завидовать другому. Если его желание взять чью-то игрушку встретят непониманием, он совершенно спокойно переключится на другой предмет или иную деятельность, поскольку для себя он будет четко понимать, что это игрушка ему не так нужна, а погулять можно и без нее. Если же у ребенка не получилось в определенный момент справиться со своими чувствами, значит, он неудовлетворен в целом, а его недовольству просто помогли выйти наружу.

Само собой разумеется, что ребенок еще не в состоянии понять, почему и чем он так недоволен. Он просто некомфортно себя ощущает, но понять, что ему не хватает любви и внимания он еще не в состоянии.

Стоит отметить, что чувство зависти выражается всегда по-разному. Кто-то из детей буянит, требует ту или иную игрушку, закатывает истерики, а кто-то молча страдает, не показывая вида.

Нередко происходит так, что ребенок начинает вредить другим детям. Он либо ломает, либо прячет игрушку, которая ему не принадлежит. Более жестокое выражение зависти – это игнорирование ребенка, прекращение общения, а иногда и заговор среди друзей. Конечно, эти способы некоторое время будут действенными и дадут желаемый результат – владелец игрушки будет ущемлен и оскорблен. У завистника поднимается самооценка, он ощущает себя сильнее. Но это только на время, затем понадобятся новые способы борьбы с объектом зависти.

Из-за зависти один ребенок может постоянно провоцировать другого на плач и истерики Нередко у завистника получается подчинить себе другого ребенка, и тогда результаты могут оказаться весьма плачевными, поскольку формируются новые персонажи:

1. «Несправедливо обделенный». Этого ребенка не оценили по достоинству, его способности не были отмечены должным образом.

2. «Суровый судья». Берет на себя смелость и ответственность давать определение окружающим нелицеприятными характеристиками.

3. «Господь Бог». Он решает, кто справедливо или несправедливо был наказан, заслуженно ли кого-то постигла беда.

4. «Сальери». Персонаж, который с чистой совестью «устраняет» Моцарта, и считает это абсолютной нормой.

Когда душа страдает


В народе принято разделять зависть на черную и белую. Так вот уделом «черного» завистника является обвинение окружающих в своих несчастьях и бедах, а также постоянное угрызение совести, неудовлетворенность своей жизнью. Такие установки однозначно будут мешать дальнейшему развитию, не говоря уже о создании семьи и воспитании своих детей.

Для того чтобы по максимуму избежать негативного развития событий в жизни своего ребенка, нужно взять за правило не сравнивать его с другими детьми. Ведь каждый человек индивидуален. Идеальным примером в этом случае служат японцы. У них принято сравнивать ребенка только с самим собой. Ребенок не испытывает чувство зависти к другому малышу, но делает выводы на основе своего же поведения.

Нередко зависть встречается среди подростков Также не стоит контролировать каждое движение ребенка и его «собственность». Лучше предоставить возможность ему самому распоряжаться своими игрушками. Нередко родители крайне возмущены тем, что ребенок обменял дорогую игрушку на простые фантики. И их чувства можно понять. Но ведь малыш считает игрушку своей вещью, а ее ценность он просто не в состоянии знать, да она для него и неважна.

Не стоит думать, что обеспечение ребенка всем, что он пожелает, станет отличной альтернативой. На самом деле покупка всего, что пожелает ребенок, больше кажется откупом от него, а не прислушиванием к его настоящим проблемам и переживаниям. Но и жестко ограничивать малыша тоже нельзя, закаляя его и приучая к недостатку. Необходима золотая середина.

Можно сделать вывод, что залогом хорошего душевного состояния ребенка является равновесие и спокойствие в семье, внимание и забота. Никогда не стоит унижать малыша и упрекать его за маленькие слабости. Но самое главное – не надо делать вид, что проблемы нет, если она очевидна. Ведь детская зависть не появляется из ниоткуда и не пропадает в никуда.

Рекомендуем


Обратная связь